ЕВРЕЙСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ САМОПЕРЕПИСИ


С конца 19 века студенческие переписи стали непременным атpибутом студенческой жизни. Они предстfвляли собой тематически довольно разнообразные опросы анкетного плана, проводимые самими студентами внутри своего студенчeского сообщества. Отсюда и название - самопереписи.


За период с 1872 г. по 1917 г. было проведено не менее 80 студенческих самопереписей (не только сугубо еврейских) в различных высших учебных заведениях Российской Империи.

Известны следующие отчеты о самопереписях:


1872 г. в Киевском университете под руководством проф. Н.Х. Бунге,
1892-93 гг. в московских вузах среди членов землячеств под руководством деятелей "Союзного совета землячеств",
1898 г. в Варшавском университете под руководством студента Ковальского,
1901 г. в Томском университете и Томском технологическом институте под руководством проф. М.Н. Соболева,
1903 г. в С.-Петербургском технологическом институте под руководством докт. Д.П. Никольского,
1903 г. в Одесском университете под руководством СИ. Бирона,
1904 г. в Московском сельскохозяйственном институте под руководством проф. А.Ф. Фортунатова и проф. Н.А. Карышева,
1903 г. в Московском университете под руководством прив.-доц. М.А. Членова и Г.П. Россолимо,
1907 г. в московских вузах под руководством проф. Н.А. Каблукова,
1907 г. в Юрьевском университете под руководством проф. В.В. Святловского,
1909 г. в Харьковском университете, Харьковском ветеринарном институте и на Высших женских курсах (ВЖК) под руководством проф. В.Ф. Левитского и А.Н. Анциферова,
1909 г. на С.-Петербургских (Бестужевских) ВЖК под руководством проф. А.А. Кауфмана, 1909 г. в С.-Петербургском технологическом институте под руководством докт. Д.П. Никольского,
1910 г. в Варшавском университете по инициативе редакции газеты "Утро Варшавы",
1912 г. в петербургских вузах под руководством проф. Е.П. Радина,
1913 г. в Томском университете, Томском технологическом институте и на
ВЖК.


Если переписи на первом этапе были общестуденческими и полиэтническими, то в конце первого десятилетия 20 века появился интерес к национальному аспекту. Результатом стали самопереписи студентов-евреев, проведенные
в 1909 и 1910гг в Киеве
в 1911- в Одессе
в 1913 - в Москве



Еврейский национальный оттенок приобрела и самоперепись1911 г. студентов из России,учившихся в вузах Мюнхена. 83,3% ее респондентов оказались евреями.



Самой масштабной была перепись 1910 года в Киеве. Она охватила 1500 студентов Университета, Политеха и Коммерческого института, а также слуштельниц Женского мединститута, Высших женских курсов и Фребелевского института. Анкеты переписи 1909 года в Киеве заполнили 510 человек, переписи в Одессе - 140, переписи в Москве - 570. В Московской переписи и в переписи в Киеве в 1910 году принимали участие и женщины-курсистки.



К характеристике еврейского студенчества. По данным анкеты среди еврейского студенчества г. Киева в ноябре 1910г.



Возраст

Студенты преобладают в возрасте от 20 до 22 лет. Тем не менее, учащихся в старших воразстах, начиная с 26 лет, 17%.
Курсистки от 19 до 22л. Лиц не старше 22л. среди женщин 78,1%

Кстати, возрастные пределы для поступающих в Университет ограничивались 18-27 годами.



Семейное положение

Холостые студенты - 87,2%
Девицы - 93,7%



Занятия родителей

Студенты - 16,5% и 7,7% курсисток - дети крупных торговцев, фабрикантов, банкиров, опдрядчиков, домовладельцев и т.д.
34.2% студентов и 46,3% курсисток - дети средних торговцев, фабрикантов, банкиров, опдрядчиков, домовладельцев и т.д.

Меньше всего было детей сельских землевладельцев (1.6% студентов),
лиц, обслуживающих евр. общ-ва(Раввины, шойхеты, канторы, меламеды) - 1.9% студентов и 1.5% курсисток,
детей ремесленников - 3.1% и 1,4%,
детей врачей, адвокатов, профессоров учителей, каз. раввинов - 9% и 9,3%

Обнаружена зависимость возраста студентов от уровня благосостояния их родителей. Чем выше благосостояние, тем раньше шли их отпрыски учиться.


Общее образование
Под общим образованием стоит понимать знакомство с нееврейскими языками и общеобразовательными предметами



Начало общего образования

До 9 лет к общему образованию приступило 59,9% мужчин и 83,5% женщин.
Это объясняется тем, что воспитание евр. мальчиков и девочек отличается друг от друга. К еврейскому мальчику предъявляются ббольшие требования в отношении специально-еврейских знаний, и пребывание его в хедере до 13-14 лет было обычным явлением. Знания девочки довольно скромны и ограничиваются умением читать-писать по-еврейски. Поэтому еврейская девочка имела возможность раньше приступить к общему образованию.

С 13 лет приступило к образованию 12,7% студентов.

7 человек приступили к общему образованию в возрасте 3-4 лет, а 1 в возрасте 26 лет.



Возраст окончания средней школы

Девочки заканчивали среднюю школу , как правило, в возрасте 16-19 лет, а мальчики от 18 до 23 лет. 16 человек закончили среднее образование в возрасте от 26 до 30 лет.
Причина этого не только в различии в воспитании девочек-мальчиков в еврейских семьях, но и в процентной норме, которая распространялась только на мужские уч. заведения. Кроме того, многие заканчивали среднюю школу экстерном, что давалось большим трудом, часто после многолетних мытарств.



Средняя школа

37,6% студентов закончило гимназию
38,7% - коммерческое училище
21,2% - реальное училище

97.3% женщин окончило гимназию и только 1% - коммерческое училище.



Как была окончена средняя школа?

77,7% мужчин и 89,1% женщин учились в школе.
21.7% мужчин и 9,2% женщин "экстерничали"(как написал в своей автобиографии один из моих родственников).



Промежуток между окончанием средней школы и поступлением в высшую

Мужчины, как правило, поступали в высшую году в течении 3 лет после окончания средней. У женщин же этот промежуток растягивался до 5 лет.
Сравнительно высокий процент мужчин, сразу поступивших в высшую школу, отчасти объясняется тем, что среди участников анкеты имеются студенты приема 1905-1906гг, когда евреи принимались в вузы без ограничения процентной нормой. отчасти это объясняется беспроцентным приемом в Киевский Коммерческий Институт(от студентов этого института поступило 58,6% всех ответов).



Мотивы поступления на факультет/отделение

По призванию поступило 44,5% студентов и 71,5% курсисток.
По материальным соображениям и др. мотивам - 9.3% и 10,8% соответственно.
Остальные, т.е. 41.7% студентов и 13.1% курсисток , поступили на факультет искл. из-за невозможности поступить на др. факультет/уч. заведение.
Это объясняется тем, что проц. норма для евреек известна только некоторым высшим женским школам.


Еврейское школьное образование

1/10 часть всех студентов не получила евр. образования. 1/3 получила образование дома. 1/5 - связана в большей или меньшей степени с хедером.

Закономерность:
Чем старше студенты, тем больше они связаны с хедером и тем меньше среди них процент не получивших еврейского образования.

1/3 курсисток не получила еврейского образования. Больше половины обучались дома. Ничтожный процент - в хедере.
Хотя в некоторых кругах евр. общ-ва было замечено в последние годы стремление дать дочерям такое же образование, как и сыновьям, это явление не отразилось на опрошенных курсистках.

Закономерность:
Чем старше студент, тем интенсивнее было его еврейское образование.

В среднем мужчины тратили на это от 5 до 9,5 лет. Женщины от 3 до 5 лет. Тем не менее, более трети женщин занимались еврейскими предметами от 1 до 3 лет. Этот срок далеко недостаточный для получения более-менее серьезных знаний.

Больше половины студентов закончило свое еврейское образование в возрасте от 13 до 18 лет. Особенно большая группа приходится на 13-летний возраст. Это можно объяснить тем, что многие родители относятся к евр. образованию как к религиозной обязанности, обучая поэтому своих детей религиозным знаниям до их совершеннолетия(13лет).

Закономерность:
Старшие студенты заканчивали свое еврейское образование позже, чем молодые.

Общий вывод - еврейское образование неудовлетворительно у студентов мл. возрастных групп и у курсисток.

Что примечательно - у 33,7% студентов и 25% курсисток наблюдается стремление пополнить свое еврейское образование. Попытки эти выражаются главным образом в изучении древне-еврейского языка. Только двое указали на самостоятельное изучение талмуда.
Это стремление находится в связи с национальными симпатиями и партийностью: среди националистов 45% студентов и 37% курсисток пытаются пополнить свое еврейское образование, среди ассимиляторов - 19,5% и 11,4%.



Еврейские знания


Еврейская история
Знают еврейскую историю 85,9% студентов и 58,5% курсисток.
1/3 студентов и почти половина курсисток не указали автора. Всего 2,4% и 5,4% знают историю по библии. Остальные знакомы с ней по книгам Дубнова и Греца.
Процент основательно знающих еврейскую историю увеличивается с возрастом. Знание евр. истории значительно выше у сочувствующих сохранению и развитию еврейской нации, чем у сочувствующих ассимиляции.


Знание древнееврейского языка

32,4% студентов и 63,9% курсисток не знают древнеевр. языка.
Умеют только читать 19,1% и 12.5% соответственно.
Умеют читать, писать и говорить 14.7% и 5,7%.
Остальные умеют только читать и писать.

Чем старше студенты, тем меньше среди них процент незнающих языка и тем выше % умеющих читать и писать.


Знакомство с древнееврейской литературой


70% студентов и 89% курсисток абсолютно незнакомы с еврейской литературой. Чем старше возрастная группа, тем меньше в ней % незнакомых с древне-еврейской литературой в оригинале и тем больше процент указавших не менее 3 авторов


Знание еврейского разговорного языка

4/5 мужчин и женщин умеют говорить на идише, 3/5 - умеют говорить, читать и писать. Как и в предыдущих примерах число знающих уменьшается по мере понижения возраста.


Знакомство с еврейской литературой в оригинале(на идише)

Немного менее 1/2 студентов и немного более 3/10 курсисток знакомы с евр. лит-рой в оригинале. 1/4 всех мужичн и 1/7 всех женщин указали 3 авторов и более.

Опять же прослеживается связь между национальными симпатиями и знакомством с еврейством. Националисты довольно основательно знакомы с евр. языком, лит-рой и историей.





А.Е. Иванов
"Еврейское студенчество в Российской Империи в начале ХХ века. Каким оно было?"