Секретно


Управление Генерал-Губернатора

Витебского, Могилевского и Смоленского

10 августа 1846 года

Г.Витебск



Господину Состоящему в должности Витебского Гражданского Губернатора.


В виду Правительства есть предположение заняться принятием возможных мер к ослаблению фанатизма и тех Еврейских установлений, которые несообразны с общими нашими Гражданскими законами…

Так как фанатизм и вообще противное нашему Гражданскому устройству направление Евреев, жительствующих в России, не везде проявляется в одних и тех же видах и в одинаковой степени, то… нужно иметь в виду подробные местные сведения, в чем именно и в каких местах проявляется вредный фанатизм Евреев и каким образом удобнее было бы противодействовать этому.

…Предлагаю Вам, Милостивый Государь, распорядиться немедленно (но без всякой огласки цели и намерения Правительства по настоящему делу) собранием чрез кого следует по Витебской губернии означенных сведений…





Секретно

Его Превосходительству

Господину Начальнику Витебской Губернии

Статскому Советнику и Кавалеру

Михаилу Михайловичу Татаринову


Рапорт.


Во исполнение предписания Вашего Превосходительства от 27 Сентября за №121 о разузнании о фанатизме Евреев, по внимательнейшем секретном разыскании, я узнал следующее. Фанатизм Евреев произошел от следующих причин. Народ этот, рассеянный после взятия Иерусалима Римлянами, явился в Европе и принес с собою древние Религиозные обряды своих предков. Унижение и преследование, которому подвергались Евреи,  в века первого христианства в землях католических, порождали исступленных фанатиков, которые, занимаясь истолкованием религиозной их книги Талмуда и руководимые мщением к народам и Правительствам, предавшим их поруганию, внушили своим единоверцам, что их вероисповедание не только не запрещает, но даже повелевает вредить всеми возможными средствами их притеснителям неизраильтянам или, как они называют, гоям, то есть неверным. Евреи, живущие во Франции, Англии и Германии, благодаря просвещению, сами постигли несообразность этих истолкований и оставили их, но живущие в Литве и Белоруссии и до этих пор погружены в самом вредном и несообразном с Гражданскими установлениями фанатизме, который проявляется в Витебской Губернии тем, что здешние Евреи, вообще народ самый невежественный, из них большая часть не знают своего закона, заключающегося в книгах Ветхого завета, а следуют во всем правилам, изложенным в толкованиях Талмуда, некоторые из них, совершенные тунеядцы, не занимаются ничем, кроме чтения этих толкований, пользуются уважением невежественного народа, который смотрит на них как на учителей и законников и на основании этих вредных правил Евреи от малолетства и до старости во всех делах с Христианами стараются всеми силами обманывать их и не столько радуются полученным от обмана денежным выгодам, сколько собственно удавшемуся обману, и этими вредными правилами они руководствуются и в отношениях к Правительству, так, например, при подрядах они все средства употребляют, чтобы не устоять в слове, пример этому можно видеть в почте содержателях Евреях Витебской Губернии, так что на той же самой дороге станции, которые содержатся Христианами, находятся в хорошем положении, а у Евреев отличаются неисправностями, так что лошади дурны, телеги и сани изломаны, упряжь изорвана, и проезжающие должны на каждом шагу терпеть остановку и неприятности, как, например, на станции в М.Бешенковичи, содержимой Евреем Лейбою Асом. Во всяком благоустроенном обществе вор и вообще всякий преступник изданного Правительством закона, сверх получаемого по закону наказания, подвергается всеобщему презрению как человек дурной нравственности, но Еврей, который обкрадет или обманет Христианина, найдет у своих единоверцев всякое старание скрыть его поступок и дать избегнуть заслуженного наказания и не подвергается никакому нареканию и напротив похвале как человек, исполнивший правило, считающееся у них Религиозным в отношении к неизраильтянам. И ежели исполняют они постановления Правительства, то по чувству страха и невозможности уклониться от исполнения, а не по внутреннему убеждению в пользе и необходимости мер Правительства, как это исполняем мы, и вот пример этому: чтобы принимаемая присяга не связывала совести принявшего, Еврейские толкователи и законники выдумали правило для своих единоверцев, что присяга, принятая не надевши рубахи, у них называемой смертною, и без зажжения хранящихся у них черных свечей не обязывает к исполнению принявшего ее и ее можно нарушить. Меры по радикальному исцелению этих фанатиков по мнению моему следующие. Потушить в самом источнике вредные человечеству правила уничтожением всех книг и рукописей, у них находящихся, содержащих в себе несообразные с нашими Гражданскими постановлениями правила. Вменить в строгую обязанность Городским и Земским полициям, чтобы книги недозволенные Цензурою не были у них в употреблении. Оставить, кроме книг Ветхого Завета, принятых и у нас, один Талмуд с русским переводом, напечатанный с позволения Цензуры. В каждом городе и местечке, где состоит по ревизии не менее 300 душ Евреев, учредить для них, наподобие приходской, школу с учителем Православного вероисповедания и законоучителем Евреем по назначению Правительства. Определить законом, чтобы в эту школу поступали все Еврейские обоего пола дети [несколько слов нрзбр].


Старший Чиновник особых поручений Рудавский

Февраля 20 числа 1847 года

Г.Сураж




Секретно


Его Превосходительству Господину Военному Губернатору Города Витебска и Витебскому Гражданскому Губернатору

Лепельского Земского Исправника


Рапорт.


Ваше Превосходительство изволили от 14 текущего Месяца за №687 предписать мне доставить о Евреях подробные местные сведения, в чем именно и в каких местах проявляются их вредные фанатизмы и установления, которые несообразны с общими нашими Гражданскими законами, и вместе с сим предоставили мне сопроводить соображения, которые я признаю за полезные.

На сим твердом основании я решился не стесняться в моих рассуждениях и то все доложить Вашему Превосходительству, что признаю лучшим к общему благу и сообразнее с общими нашими законами,  и так фанатизмы Евреев, как то: ярмолки, пейсы, прочее их платье, посты, шабасы, кошеры, трефы и тому подобное, по моему мнению, хотя странны, но ничуть не вредны, и зла чрез это другим иноверцам не делается, но главное, что Евреи, день на день ожидая своего Мессия, признают себя совершенно чуждыми в том крае, в котором они ныне живут, питаясь надеждою, что в обещанную землю возвратятся, и хотя десять Божиих заповедей они почитают Священным, но те заповеди относительно ближнего (хотя они для видов своих не сознаются), сколь опыт доказывает, соблюдают только между собою, иноверцев же, без зазрения совести, обманывают, нельзя это отнести к невежеству, ибо они в религиозных отношениях весьма прилежно воспитываются, следственно частый обман есть как действием их веры, конечно, что они в таких случаях столько опытны и пронырливы, что по большей части от преследований за то Государственных Законов ускользают; к таким понятиям о десяти Божиих заповедях нужно добавить и то, что евреи, со всех сторон из давна пренебрегаемы, как бы за необходимое признали умственными своими силами защищаться, а промышленный образ их жизни, без хлебопашества, довел их до обманчивой расчетливости, в высшей степени совершенства, так что они многими тысячами живут на счет земледельцев Христьян, и деньги по большей части перешли к им, овладели торговлею, откупами и подрядами, коробочный сбор, предозначенный на подати за Евреев, мало им стоит, ибо при покупке скота рассчитывают, чтобы кожа даром обошлась, следственно не Еврей, но продавец платит, и тому подобное.

В городах и местечках, живя они ныне кучею, при Раввинах, Синагогах, школах и своих ученых, имеют более средств крепиться в своих фанатизмах, само собою разумеется, что тут Преступники Государственным законом не могут быть открыты, ибо они в делах своих собратий принимают ложную Присягу, допущение их на Судей в Магистраты и прочие места во зло употребляется, всегда они успеют противу всей справедливости защищать своих единоверцев…


№86 Октября 20 дня

1847 года




 

Национальный исторический архив Белоруссии - НИАБ – фонд 1430, опись 1, дело 12959

 

[В Деле весьма любопытные Рапорты и других уездных исправников. Только Себежский исправник сообщает кратко, что «евреи в его уезде не жительствуют».]